Книга название: Подшипники скольжения
Издание: Москва
Автор: С.А. Чернавский
Год печати: 1963
Кол-во страниц: 245
Формат: Djvu
Долговечность, экономичность, надежность, а во многих случаях габариты и веса машин существенно зависят от конструкции, качества изготовления и монтажа подшипниковых узлов. Поэтому к подшипниковым узлам предъявляются новые повышенные требования, обусловленные в первую очередь ростом скоростей вращающихся деталей, увеличением статических и ударных нагрузок, действующих на опоры, и необходимостью значительного увеличения надежности опорных узлов. Применение подшипников качения, несмотря на многообразие их типоразмеров и высокое качество изготовления, оказывается в ряде случаев нерациональным, а иногда и невозможным. В частности, они недостаточно долговечны и надежны при высоких скоростях и динамических нагрузках, не пригодны в тех случаях, когда для удобства монтажа и демонтажа машины нужны разъемные опоры.
Используя подшипники качения, не всегда удается удовлетворить требования бесшумности, химической и тепловой стойкости опорных узлов. В подобных условиях рациональное решение может быть найдено при проектировании опорных узлов с под-шипниками скольжения. Однако среди инженерно-технических работников довольно широко распространено мнение, что на современном этапе развития машиностроения опоры скольжения вытесняются подшипниками качения, и этот процесс будет в дальнейшем прогрес-сировать. Но внимательное ознакомление с современными конструкциями машин и анализ тенденции их развития с несомненностью обнаруживают ошибочность такого мнения. Конструкции опор скольжения непрерывно совершенствуются, разрабатываются нормальные ряды взаимозаменяемых подшипников, уточняются методы расчета, изыскиваются и внедряются в практику новые подшипниковые и смазочные материалы.
В предлагаемой читателю книге автор стремился дать в кратком виде современные сведения о трении в опорах скольжения, применяемых материалах и смазке, расчетах и конструкциях. Рассмотрены расчеты опор, работающих в условиях недостаточной смазки и в условиях жидкостного трения как при гидростатической, так и при гидродинамической смазке. Кратко освещен расчет подшипников с газовой смазкой. Изложение методов расчета сопровождается анализом области их применения и иллюстрируется рядом подробно разобранных числовых примеров расчета опорных и упорных подшипников. Значительное внимание уделено устойчивости цапфы в смазочном слое, так как этот вопрос приобретает все большее значение в связи с увеличением скоростей вращения, В этой части отражены исследования, проведенные автором, и даны методы расчета с использованием вычислительных машин.
При проектировании опор осей и валов перед конструктором возникает прежде всего вопрос о том, что в данном конкретном случае предпочтительнее - подшипник качения или подшипник скольжения. Существенную роль при этом играют экономические соображения, условия монтажа и требования взаимозаменяемости. Все эти факторы связаны с организацией производства подшипников. С развитием машиностроения было организовано централизованное массовое изготовление подшипников качения, начиная от самых маленьких для часов и приборов и кончая крупногабаритными для кранов большой грузоподъемности, тяжелых прокатных станов и пр. Для каждого подшипника качения установлены определенные технические показатели - работоспособность, предельная скорость вращения, максимальная статическая нагрузка, которые указываются в каталогах. При проектировании опорных узлов машин инженеру не приходится рассчитывать подшипник качения, достаточно лишь выбрать соответствующий типоразмер из каталога.
Стандартизация и массовое производство подшипников качения обусловили их взаимозаменяемость, относительно низкую стоимость и, как следствие, широкое применение в различных областях машиностроения. Проектирование опор скольжения значительно сложнее: централизованное и массовое производство таких подшипников еще не организовано, технические характеристики не нормализованы, взаимозаменяемость не обеспечена, при сборке нередко применяют индивидуальную пригонку и, естественно, стоимость подшипников скольжения относительно высока. Однако эти недостатки надо отнести не к конструкции опор скольжения, а к организаций производства: если их изготовление будет поставлено так же, как и подшипников качения, то исчезнет ограниченная взаимозаменяемость, а стоимость будет существенно снижена.
Скачать бесплатно книгу Подшипники скольжения